«Игры, обучающие чтению»

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37

г. Новочеркасск

Мастер – класс

для педагогов по теме:

«Использование развивающих игр В.В.Воскобовича

в педагогическом процессе. Игры, обучающие чтению»

   

Подготовила и провела:

Яненко Н.Н.,

педагог – психолог

2012 г.

Цель: освоение и последующее применение технологии в практической деятельности педагогами ДОУ.

Задачи:

1.показать участникам мастер-класса различные возможности использования игр;

2.дать практические рекомендации по использованию игр в различных видах детской деятельности.

Ход мастер-класса:

Есть хороший анекдот. «Вы умеете играть на скрипке?» — «Не знаю, не пробовал». Можно ли рассказать о развивающих играх Воскобовича без самих игр? И да, и нет. Чтобы понять игру, в нее надо ИГРАТЬ. Сегодня я предлагаю Вам поиграть в развивающие игры Воскобовича. На моем мастер- классе я хочу рассказать об играх, направленных на развитие у детей навыков чтения.

Какие игры по обучению чтению мы сегодня можем предложить?

«Забавные буквы» — это забавная игра в виде карточек с изображениями гласных букв русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква А и зовут его Арлекин, другой шут скрутился буквой О и его имя – Орлекин, У – представляется Урлекином, далее идут Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д. Играя с карточками и пропевая имена шутов, ребенок знакомится с буквами, упражняется в звуковом анализе слов; развивает внимание, память, мышление, воображение и речь.

«Теремки Воскобовича» — базовая разработка. Это уникальное пособие для обучения чтению на наглядной основе. Игра состоит из 12 картонных кубиков–сундучков (2синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых) с гласными на гранях, которые вкладываются в теремки, чтобы получались слоги. Остановимся на двух кубиках — синем и зеленом, так называемых кубиках начального этапа. Что на них расположено? На пяти гранях – гласная буква и образ, на шестой — подсказка, где какая буква находится. Каждую букву представляют шуты, принимая ее позу. В позе буквы А — Арлекин. Если шут представляет букву О, то его зовут Орлекин. А если У? — Урлекин.

Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин — сказочные персонажи, с которыми ребенку до поры до времени интересней, чем со знаком.

Кроме сундучков это пособие состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых) с согласными буквами на гранях. Предлагаю Вам рассмотреть теремки. На белом теремке расположены буквы: Б-П, В-Ф. Как вы думаете, почему именно эти буквы расположены на белом теремке? Здесь есть буква Б и она первая – «главная» (Б — Белый). Теперь посмотрите на голубой теремок. Какие буквы здесь расположены? (Г-К, Д-Т). Какая буква «главная»? – Г – Голубой. Желтый теремок — это буквы Ж-Ш, З-С. Здесь «главная» буква? – Ж-Желтый. Обратите внимание на расположение букв на теремке. Что вы заметили? Буквы расположены попарно: глухие и звонкие. Таким образом дети, играя в теремки, знакомятся с парными согласными, не зная правила орфографии. А мы о правилах не говорим, мы просто играем с ними, повторяя эти буквы парами.

На лиловом теремке расположены сонорные буквы: Л-Р-М-Н. Здесь мы говорим детям о том, что «главная» буква Л- Лиловый теремок. На теремке цвета «хаки» — Х – Хаки расположены буквы Х-Ч-Ц-Щ.

Как вы думаете, для чего я рассказывала Вам о главных буквах на теремках? Они облегчают нам поиск нужного нам теремка. Для этого с детьми запоминаем цепочки букв: Б-П, В-Ф и говорим, что Б – это Белый теремок. Г-К, Д-Т – это голубой теремок и т.д.

Предлагаю немного поиграть. Найдите, на каком теремке расположена буква Д? На голубом (Г-К, Д-Т). На каком теремке расположены буква Ц? На теремке цвета «хаки» (Х-Ч-Ц-Щ).

Сейчас кратко расскажу об этапах работы с «Теремками».

На первом этапе игры – мы знакомим со звуками и буквами. На гранях первого кубика белого цвета живут буквы Б, П, В и Ф. Ребенок поворачивает кубик разными сторонами и называет звуки. Затем придумывает, какие животные могли бы поселиться в этом теремке: бабочка, попугай, волк, филин. Таким же образом ребенок знакомится с остальными теремками.

Теперь подключаются кубики-вкладыши с гласными-шутами. В синем кубике живут А, О, У, Э, Ы (гласные, показывающие твердость звука), в зеленом – Я, Ё, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость гласного звука).

На втором этапе учимся составлять слоги. Вкладываем в первый терем кубик с буквой А и читаем получившийся слог: Па-а-а.

На третьем этапе можно составлять и читать простые слова. Устройство теремков позволяет превратить этот процесс в серию увлекательнейших игр. Например, игра в «превращалки», где «дом» легко станет «дым»ом, а «лёд» в «мёд»ом.

«Складушки» – это игра, предназначенная для обучения детей 3-4 лет чтению по складовой системе. В пособие входит 21 карточка, на них склады представлены в виде вертикальных столбиков, расположенных с правой и левой стороны каждой карточки. Два столбика образуют домик. Рисунки, стихи, музыка создают образы этих домиков, иначе говоря, иллюстрируют складовую систему обучения.

Пособие выполнено в виде книжки, на каждой странице яркая картинка и стихотворная подписью с выделенными складами. Так же имеется CD-диск с озвученными складовыми песенками, например, одна из них:
Гусь с гусынею гусяток
Насчитали лишь десяток.
Гусь с гучыней обсчитались
Все на месте оказались.

Теперь представим некий город Складинск. В этом городе 20 домиков, в которых живут песенки и про Борю, и про гусят, и многие другие.

Пропевая складовые песенки, сначала показываем ребенку склад сами, а потом указывают на него его пальчиком.

Этапы обучения:

1. Вместе с ребенком вы рассматриваете рисунки на карточках, читаете стихи, придумываете сказку, например, про город Складинск, поете песенки. Их ребенок помогает подпевать и показывать. Эти смешные песенки детям, как правило, нравятся, и они довольно быстро запоминают их.

2. Постарайтесь добиться, чтобы ребенок не только пропевал складовые песенки, но и правильно показывал их.

«Читайки 1 и 2». Игры на развитие навыков чтения. В состав игры входят 4 варианта игры «Читайка» разной степени сложности. Нужно вырезать 4 квадрата «Читаек» и согнуть их по пунктирным линиям. В центре большого квадрата находятся 4 маленьких разноцветных; квадрат – это области чтения (всего их на каждом листе 8 – по 4 с каждой стороны). В каждой области чтения написано слово, прочитав которое Вы можете его изменить, согнув уголок. Например, «борт» может превратиться в «порт», в «быль» и в «пыль».

Развивает:

— формирование интереса к чтению; 

— различение звонких, глухих согласных звуков; 

— звуковой анализ слов; 

— деление слов на слоги и произвольные части; 

— слоговое чтение; 

— конструирование и чтение слов, словотворчество. 

— внимание, память, воображение, мышление; 

— мелкая моторика рук. 

Расположите квадрат так, чтобы попугай, стояв перед нами. Под ним получилось слово КИТ. Загибаем попеременно уголки, и получаем разные слова.

Загибает другой уголок с буквами, составляет новое слово, отвечает на вопросы, выполняет задания. Таким образом, на маленьком «пятачке» (области чтения) 4 слова, а всего в каждой игре их — прочитывается 130 слов.

Хочу отметить, что когда ребенок только учится читать – книжки, даже с самыми короткими предложениями ему еще читать трудновато. Зато в «Читайке» он играючи будет читать слова, который сам же сконструирует. Начнет он с простых слов, состоящих из 3 букв, а закончит уже словами из 6 букв! Игру легко взять с собой дорогу — она развлечет ребенка и позволит провести время с пользой! Если Вы покроете «Читайки» прозрачной пленкой. Они прослужат дольше.

С «Читайкой» можно организовать множество игр. Это поиск шариков с одинаковыми буквами и слияниями, поиск групп слов по обобщающему слову. Например, на Читайке первой есть части тела (бок, нос, ус), на читайке второй – имена (Боря, Саша, Лёша, Липа, Лиза, Лев) и т. д.

Желаем Вам веселого обучения чтению!